Главная
  Новости
  Интервью, эссе, воспоминания
  Каменная летопись войны
  Участники проекта
  Наши ветераны
  Ссылки
  Памятка участника
  О проекте
  О нас
Незабываемый 1812 год > Эпоха 1812 года в литературе, живописи, музыке

 

        В этом году мы с гордостью будем отмечать 200-летний юбилей победы российского оружия в Отечественной войне 1812 года. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда прежде не было такого сплочения сил, такого духовного подъёма, как это произошло в дни нашествия Наполеона. Я выбрала эту тему, потому что меня заинтересовало как в живописи, литературе и музыке отразились события Отечественной войны, а также какие чувства, переживания стремились передать поэты, художники, музыканты в своих произведениях. Кроме того, я обучаюсь в музыкальной школе и на занятиях слушаю произведения композиторов на тему Отечественной войны 1812 года.

Франц Алексеевич Рубо в 1912 году создал знаменитую панораму Бородинского сражения. На огромном живописном полотне (длина - 115, высота - 15 метров) художник запечатлел самый тяжелый момент сражения - в 12 часов 30 минут дня 7 сентября 1812 года. Панорама состоит из нескольких полотен «Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова», «Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии», «Схватка русских гренадер с дивизией Фриана», «Семеновское (Багратионовы) флеши», «Атака саксонских кирасир» и др. Самое большое впечатление на меня произвела картина «Подвиг неизвестного героя». В центре кавалерийской схватки - русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей. Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии. Сколько таких героев: и солдат и генералов погибло при Бородино. Они мужественно, не боясь смерти, защищали свою родину. Им вечная память и наша благодарность.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!».

         С 1887 по 1901 год Василий Васильевич Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы – «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: «Перед Москвой - ожидание депутации бояр», «В Кремле - пожар!», «Зарево Замоскворечья», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Петровском дворце (в ожидании мира)», «Наполеон и маршал Лористон - мир, во что бы то ни стало» и др.  Но особенно меня потрясла картина Василия Васильевича Верещагина «В Успенском соборе».                      Я - православная христианка. У меня сердце обливается кровью. Для победителя, занявшего чужой город, не существует ничего святого. На том самом месте, где во славу Бога тихо поднимался кадильный дымок, где с благоговением преклоняли колена верующие, там устроена полковая конюшня! В это с трудом верится, ум отказывается понять, почему церковь, хотя бы и другого христианского исповедания, признавалась наиболее удобным местом для помещения лошадей? Успенский собор Московского Кремля – конюшня! В два ряда стоят расседланные лошади. Один кавалерист взобрался на место «патриарха Никона» и стоит в развязной позе, покуривая трубочку. С правой стороны двое других, сидя на полу, играют в карты. Можно себе представить, какие при этом произносятся слова. Чуть дальше еще один кавалерист, взгромоздившись ногами на выдвинутый из алтаря престол, обдирает золотой оклад образа. Меня возмущает поведение французских солдат и  императора Наполеона Бонапарта, который разрешал такое кощунство, святотатство в храмах Москвы и не препятствовал мародёрству. Это настоящее оскорбление национальных и религиозных чувств русского народа. И я благодарна Василию Васильевичу Верещагину, что он сумел выразить освободительный  характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он был вознесен». Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Воспоминания в царском селе» (1814) написал:

«Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря». 

 

Такие чувства испытывали патриоты России, и я полностью разделяю их.

События войны нашли отражение в творчестве многих поэтов и писателей, как, современников, так  и потомков. Эпиграфом к картине В.В. Верещагина «Перед Москвой - ожидание депутации бояр» можно выбрать стихи из седьмой главы поэмы А.С. Пушкина Евгений Онегин»:

«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».
Как и Александра Сергеевича меня переполняет гордость за патриотическое поведение и простых горожан и дворянства, которые покинули Москву, не желая сдаваться на милость врагу, признавать его власть над собой.  

 

Но кроме патриотов в Москве остались те, кто надеялся «ужиться» с захватчиками, и о ком  Иван Андреевич Крылов написал в басне «Ворона и курица»:

«За счастьем, кажется,

ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься—
Попался, как ворона в суп!».             

 

Узнав о стремлении Наполеона, попавшего в Москве в настоящую ловушку, заключить почетный мир,  Иван Андреевич Крылов ответил едкой басней «Волк на псарне», в которой Наполеон сравнивается с волком:

 «Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!».

 

 Кутузов сам прочёл её перед войсками и дойдя до слов ловчего, обращённых к щёлкающему зубами и ощетинившему шерсть, но расточающему миролюбивые речи хищнику: «Ты сер, а я, приятель, сед», - снял фуражку и показал рукой на свои седины. По моему мнению картины В.В. Верещагина «В Петровском дворце (в ожидании мира)» и  «Наполеон и маршал Лористон - мир, во что бы то ни стало» могли бы стать иллюстрациями к  этой басне.

Не мог не откликнуться на события войны и замечательный композитор Пётр Ильич Чайковский. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма Христа Спасителя, который был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812 год. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский». Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое в России проходило на церковных службах. Затем, сразу же, звучит молитва о победе русского оружия в войне. Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная трубами и валторнами. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного танца символизируют битву при Бородино. Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции. По окончании войны возвращается тема тропаря, на этот раз исполненная торжественно и радостно целым оркестром с колокольным звоном. За пушками и звуками марша слышна энергичная тема российского национального гимна «Боже, Царя храни». Российский гимн противопоставлен французскому гимну, который звучал ранее.  Когда я слушаю эту увертюру, меня переполняет радость нашей победы, скорбь по погибшим и гордость за наш народ и Родину.

В полотнах художников Франца Алексеевича Рубо, Василия Васильевича Верещагина, произведениях Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Андреевича Крылова, в торжественной увертюре Петра Ильича Чайковского выражены чувства боли, переживания за судьбу Отечества в грозные годы войны, преклонение перед массовым подвигом народа и армии, скорби по погибшим и гордости за Родину. Я горжусь, что только Россия, только наша армия, ополчение, народ  ценой огромных потерь и беспримерного мужества смогли отстоять свою независимость, победить врага, покорившего почти всю Европу!  

Манолова Дарья 8А класс

Руководитель учитель истории Журавлева Ирина Михайловна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»