Главная
  Новости
  Интервью, эссе, воспоминания
  Каменная летопись войны
  Участники проекта
  Наши ветераны
  Ссылки
  Памятка участника
  О проекте
  О нас
Незабываемый 1812 год > Отечественной войны 1812 года в литературе, живописи, музыке

 

       Отечественная война 1812 года внесла немаловажный в клад в историю развития человечества, затронув не только экономическую и политическую стороны жизни человека, но также и духовную жизнь, а именно искусство. Отечественная война не могла не затронуть литературу, музыку или живопись, так как каждое событие находит свое отражение в искусстве. Ведь искусство помогает людям выразить свое отношение к чему-либо, будь это событие или целая эпоха. Посредством искусства люди оставляют неоценимое богатство следующим поколениям. Поэтому, затрагивая какой-либо момент в истории, а в данном случае, Отечественную войну 1812 года, мы не можем не обратиться к развитию литературы, живописи и музыки.

       Искусство эпохи Отечественной войны 1812 года пронизано подъемом духа, патриотизмом, всемерной поддержкой государственности - составляющими победы русских войск над армией Наполеона. Важнейшим фактором объединения выступает соответствующая духовная атмосфера в обществе. Это помощь борющемуся народу, проявляющаяся в искусстве, и порой являющаяся немаловажным фактором для победы.

       События Отечественной войны 1812 года оказали  воздействие на развитие русской художественной культуры и послужили предвестником появления в России национальной батальной школы, которой до этого не существовало. Художников, писавших картины об Отечественной войне, за отсутствием постоянной поддержки правительственных кругов, было не так много, и работали они часто на свой страх и риск. Сцены сражений, изображение солдат воюющих армий – это выражение не только патриотизма, но и гордости за военную мощь русского народа. Это фундамент, опираясь на который, мы  формируем свое видение и отношение к той эпохе. Ведь живопись является наглядным примером военных действий, подвигов и т.д. В духовном плане батальная живопись о 1812 годе сконцентрировала в себе патриотические идеи, питавшие российское общество в течение XIX - начала XX вв. и способствовавшие становлению русской нации.  Тематическая направленность произведений живописи о 1812 годе ориентирована на военно-историческое раскрытие темы, что стало следствием проникновения народничества в изобразительное искусство. Передвижничество, посредством батальных полотен, сделало тему Отечественной войны широкодоступной и включило достижения русских баталистов в мировое изобразительное искусство и культуру.

Живописцы академической школы больше внимания уделяли военному мундиру, прическам, манере владения оружием, правилам воинского этикета, приемам боя, способам кавалерийской посадки и породам лошадей. Подобная направленность убедительно проявилась в картинах В.В. Верещагина из серии «Наполеон I в России 1812 года». Очень важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Примеру Верещагина последовали многие баталисты А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В.Мазуровский, Н.С.Самокиш и др. Не всем авторам полотен удавалось с документальной точностью и полно показать эпопею 1812 года, потому, что отдельные художники уделяли главное внимание эмоционально - психологической стороне в ущерб военно-исторической и технике рисунка. Ведь каждый хотел показать свое отношение к данному событию, забывая о фактах. В это время мастера батальной живописи рассматривали Отечественную войну не только как столкновение между регулярными армиями, но и действия партизанских отрядов, бытовой стороны войны.

Логическим завершением в тему борьбы русского народа с наполеоновской армией стала панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва», сочетавшая в себе современный исторический взгляд на крупнейшее сражение 1812 года и новые технические и художественные приемы, позволившие представить это событие в более цельном, масштабном виде. Работы русских баталистов, посвященные Отечественной войне, имели не только искусствоведческое, но и большое культурно-историческое значение, ибо в них мы видим увеличение роли батальной живописи в общей панораме культурной жизни России.

Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты. Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, – хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. К музыке Отечественной войны относятся и программные пьесы – такие, как «Изображение объятой пламенем Москвы» Д. Штейбельта, «Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж» Пачини или же «Сражение при Лейпциге» анонимного автора, – представляющие жанр так называемых музыкальных баталий. К музыкальным свидетельствам войны относится и песня Г.И. Фишера на слова В.Л. Пушкина «К нижегородским жителям в 1812 г.» («Примите нас под свой покров»), написанная в дни, когда В.Л. Пушкин в числе других жителей покинул Москву и спасался в Нижнем Новгороде. Неожиданный отзвук войны 1812 года – калмыцкая песня «Маштык бодо, или Малая лошадь, сочиненная во время кампании 1812 г. после первого сражения с французами калмыцкого войска под начальством владельца их князя Тюменя», опубликованная в «Азиатском музыкальном журнале», выходившем в Астрахани.  Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны.

Одним из выдающихся памятников литературного творчества о войне является роман Л.Н. Толстова «Война и мир». Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель Л.Н. Толстой изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. Но так как каждый историк имел свое мнение по данному событию, объективной оценки найти было невозможно. Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Л.Н. Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Л.Н. Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона Бонапарта, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны 1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова.

Два дня Л.Н. Толстой пробыл в Бородино. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, - своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», - записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Л.Н. Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков. Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Знакомясь с творчеством русских писателей, художников, композиторов на события 1812 года, я невольно ловила себя на мысли, что искусство создается о народе, для народа и во имя народа – главного героя всех войн и сражений в истории России.  Благодаря их творчеству и, своего рода, профессиональному подвигу, наше поколение может ближе познакомиться с событиями тех далеких дней, понять и почувствовать дух эпохи, узнать о защитниках нашей родины.

 

Выполнила: Васильева Олеся,

ученица 10 «а» класса

МБОУ «Лиманская СОШ №2».

Руководитель: Сухорукова

 Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания.