Главная
  Новости
  Интервью, эссе, воспоминания
  Каменная летопись войны
  Участники проекта
  Наши ветераны
  Ссылки
  Памятка участника
  О проекте
  О нас
Незабываемый 1812 год > Эпоха 1812 года в литературе, живописи, музыке

 

  Война 1812 года была жестокой, но показала сплочённость нашего народа, хоть прошло уже 200 лет со дня победы  русского народа над Наполеоном, мы всё равно помним о тех событиях. Тема Отечественной войны 1812 года отобразилась не только в литературе, музыке, но и в изобразительном искусстве того времени. Некоторые авторы, как русские, так и зарубежные, оставившие художественное наследие, связанное с этой темой, сами были участниками войны. Бесспорным считается тот факт, что эта война пробудила любовь к родине, к народу, ко всему родному. Если до двенадцатого года многие  русские хотели казаться французами, то после Отечественной войны они так же сильно хотели быть русскими. Вот это-то желание стать русскими проявилось и у наших художников той эпохи. Известно, что для художников конца XVIII  века идеалом в живописи были европейские картины. Под этим влиянием не только по художественной манере и технике, но и по содержанию она была чужой. Казалось, что русские художники того времени поставили своей задачей быть как можно дальше от русской действительности. Почти все они были, так или иначе, связаны с Академией Художеств, которая в то время была единственным местом, где можно было получить художественное образование. Это учреждение, можно сказать,  показывало состояние русской живописи в известный момент. Но уже за несколько лет до Отечественной войны в нашей живописи стало проявляться стремление выбиться из-под  влияния Европы и создавать что-то своё. Несомненно, это стремление нарождалось в обществе потребностью повернуть русскую жизнь в сторону национального развития. Сначала это были единичные голоса, желающих избавиться от французского влияния, которое распространялось на все сферы русской жизни, а затем все чаще стали говорить о необходимости избавиться от всякого иноземного влияния вообще. Несмотря на то, что темы для художественных произведений все чаще  стали выбирать из русской жизни, но само выполнение их еще долго было лишено реальности, даже картины родоначальника русской бытовой живописи — Венецианова — долгое время страдали отсутствием этой реальности.

       Когда началась Отечественная война, с ней пришли массы трагических событий и героических подвигов, многое из этих событий выражалось в живописи русских художников. Многие произведения русских художников были  написаны не в эпоху Отечественной войны, эта тема была использована позже.

  Однако если эта эпоха не была достаточно полно изображена современными художниками жанристами и баталистами, но художники карикатуристы были на высоте. У них было значительное количество произведений, в которых война с Наполеоном хотя и была изображена односторонне, но зато достаточно полно. Эти произведения — карикатуры и небольшие жанровые картинки — были, несомненно, первыми реальными произведениями русской живописи.

   До сих пор историки нашей живописи не обращали на них достаточного внимания, а между тем они, несомненно, сыграли весьма важную роль хотя бы в том отношении, что разрушили то представление о живописи, которое твердо было усвоено всем тогдашним русским обществом. Уже одно то, что они были полным контрастом картинам, в которых все было мало жизненно и скучно, могло способствовать нарождению нового представления о целях и задачах русской живописи.

  Роль карикатуры эпохи Отечественной войны в истории русской живописи была, несомненно, гораздо больше, чем это до сих пор предполагали. В России карикатура возбуждала не только смех, но часто и негодование. Казалось, что целый ряд талантливых художников, различных стран сговорился сообща действовать против Наполеона. И я думаю, что карикатуры, были написаны не зря, ведь они поднимали дух воюющего против Наполеона народа. В то время как сам Наполеон всячески стремился поддержать свой престиж великого человека, эти художники усиленно выискивали пятна на этом новом солнце Франции, подмечали слабые стороны его характера и его деятельности и выставляли их напоказ всему миру, умышленно подчеркивая все наиболее неприглядное и смешное.

  Отечественная война 1812 года окончилась победой русского народа. Не мала в этом и заслуга художников, музыкантов и писателей, ведь они поддерживали свой народ.  В 1812 году русский народ проявил свойственные ему стойкость, выдержку, самоотверженность и героизм. Несмотря на проблемы внутри страны, народ нашел в себе силы разгромить одну из  сильнейших армий тех времен - армию Наполеона.

  Борьба с армией Наполеона была трудным военным испытанием. Сильный и жестокий враг пытался поработить Россию. Он угрожал самому существованию ее как независимого и суверенного государства. Именно поэтому война всколыхнула широкие слои общества. Основную тяжесть борьбы вынесли трудовые массы, и в первую очередь русское крестьянство.

  В Отечественной войне 1812 года ярко проявилось превосходство русского искусства над военным искусством противника. Большой вклад в разгром наполеоновских войск внесло народное ополчение. Русские ратники проявили высокий патриотизм и мужество. Ополчения являлись мощными резервами армии.

  Война 1812 года показала решающую роль народных масс. Русский народ был подлинным героем этой войны. Отечество в 1812 году показало всему миру, на какие великие подвиги способен русский народ. Подвиг россиян в Бородино повторен в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, в совершенно иных исторических условиях, достоин самого искреннего уважения и высокого почитания потомков.

Выполнила ученица 8 класса

Палкина Алена

Руководитель работы Попов В.А.

МБОУ «СОШ с.Сасыколи им. Г.Г. Коноплева»

Харабалинского района