Главная
  Новости
  Интервью, эссе, воспоминания
  Каменная летопись войны
  Участники проекта
  Наши ветераны
  Ссылки
  Памятка участника
  О проекте
  О нас
Незабываемый 1812 год > Эпоха 1812 года в литературе, живописи, музыке.

 

Выбор данной темы продиктован следующим: у меня всегда вызывали интерес творческие направленности, они словно завораживали меня и порой удивляли, показывая величие человеческих возможностей. Множество талантов смогли себя полностью раскрыть именно в работах, посвящённых Бородинскому сражению. И это не удивительно. События, произошедшие в том временной период, никого не могли оставить равнодушным. Какие же отражения в литературе, живописи и музыке получила эпоха 1812 года? Моя задача как автора постараться достоверно и в полном объёме ответить на поставленный вопрос. Думаю, что у меня должно получиться.

Я начну с живописи. Почему именно живопись? По-моему далеко не каждый человек в действительности может понять ключевой смысл написанного произведения или сыгранной музыки, а вот живопись поймут все. Я не говорю про современный абстракционизм, я имею в виду батальную живопись. Ведь ничто кроме батальной живописи не может настолько ярко и точно отразить события, связанные непосредственно с военными действиями. Множество великих художников пробовало себя в этом искусстве, а именно: Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) (см. рис. 1,2), Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862) (см. рис. 3), Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857) (см. рис. 4) и др. Но больше всего меня поразил Петер Гесс (1792-1855). Он настолько точно прорисовывал детали на полотне, что внешний вид готовой работы напоминал фотографию. Также в период с 1840 по 1857 год баталист создал 12 полотен, что является хорошим результатом и доказывает истинную увлечённость художника.

А теперь о литературе. И тут Бородинское сражение не осталось без внимания. Столько рассказов и стихотворений написано о событиях 1812 года, что их и перечислить невозможно. Поэты настолько тонко прочувствовали эмоциональное напряжение народа, что создаётся ощущение, будто они сами были участниками событий. Также есть историко-документальные произведения, но это не означает, что они были написаны сухим научным языком. Ведь поэт - вольная личность, он живёт словом. Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Бородино” знает каждый школьник, оно западает в душу. Сразу вспоминаются строки...

“- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром

Французу отдана? ...”

Лично мне очень понравился роман Григория Петровича Данилевского “Сожженная Москва”. Его самобытность погружает читателя в обстановку того времени. Также ярким примером является всемирно известный роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” и менее известная повесть Николая Ивановича Рыленкова “На старой Смоленской дороге”. Как я уже говорила примеров много, но эти, на мой взгляд, самые интересные.

И наконец, о музыке. Любому человеку известно, что любимыми и основными музыкальными жанрами войны соответственно являются военные песни и марши. Песни представлялись вроде небольшого исторического рассказа, где, как правило, описывались мужество и храбрость народа. Например, на слова вышеупомянутого стихотворения “Бородино” была написана музыка. Это превратило его ещё и в песню. Помимо этого, мне известна песня Кочетова Всеволода Анисимовича под названием “Партизанская песня 1812 года”. Очень понравилось исполнение. Теперь о маршах. Они же, в свою очередь, поднимали настроение и пробуждали волю к победе. Известно также то, что у каждого полка был свой марш (например, марш Кавалергардского полка, марш Гродненского Гусарского полка и др.). Помимо всего этого, набирали популярность песни бардов. Одним из примеров является песня Владимира Высоцкого “Игра в карты в 1812 году”. В общем, можно отметить, что музыка задавала настрой и давала уверенность в своих силах.

На основе сказанного, я пришла к такому заключению: эпоха 1812 года нашла яркое отражение во всех вышеперечисленных видах творческой деятельности, а именно: в живописи, литературе, и конечно, в музыке. Этот год дал толчок к созданию достояний культуры, которые в наших сердцах и по сей день. Они не только духовно воспитали народ, но и морально сплотили его. С помощью искусства человек немного по-иному посмотрел на окружающие его события. Это считается главным моментом. Обобщая, можно только ещё раз сказать, что 1812 год воистину - незабываемый.

Ученицы 9 В класса

МБОУ «СОШ № 6» 

МО  Ахтубинский район»

Доскиной Анастасии Николаевны.

 

Учитель: Сыроватская Галина Анатольевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 6»  МО  Ахтубинский район»