Главная
  Новости
  Интервью, эссе, воспоминания
  Каменная летопись войны
  Участники проекта
  Наши ветераны
  Ссылки
  Памятка участника
  О проекте
  О нас
Интервью, эссе, воспоминания (2010 год) > г.Астрахань > Интервью со Станиславом Константиновичем Бакулевым

      Рассказывает Станислав Константинович Бакулев один из старейших преподавателей Музыкального колледжа им. Мусоргского. "Нам, детям войны, особенно тем, кто пережил военные годы в сознательном возрасте, остается только вспоминать о нужде и лишениях тех лет. О постоянном ощущении голода, о пронизывающем холоде беспросветно бесконечных осенних и зимних вечеров и ночей, когда единственным источником света и тепла нередко бывала тусклая «семилинейная» керосиновая лампа.
      Незабываемы очереди за хлебом, за жалкими пайками, которые «отоваривались» (было в ходу такое слово) по карточкам. Эти страшные, бесформенные скопления полуголодных людей обычно образовывались в сумерках наступающего вечера и продолжались всю ночь с проверкой номеров, пересчитыванием, скандалами, драками, слезами.... В Астрахани от голода и полного истощения спасала рыба, точнее то, что выдавалось населению после ее обработки.
      Не обошли наш город воздушные тревоги, налеты фашистской авиации, бомбежки. До сих пор в глазах огромные столбы дыма от горящих за Волгой нефтяных цистерн; будто слышу взрыв бомбы, упавшей в Лебединое озеро и убившей детей из соседнего садика.
      Не могу удержаться от воспоминаний о первых школьных годах, начавшихся для меня в сентябре 1943-го. О том, как зимою замерзали чернила и оттаивать их приходилось собственным дыханием и ручками в варежках. Не помню, как выглядели наши тетради, но черновиками, как правило, были старые газеты.
      И ещё одно воспоминание первых школьных (военных) лет. Завтраки. Их вносили в класс на большом подносе, иногда во время урока, и оставлялись до начала перемены. Урок, представьте, продолжался. Но то, что называлось завтраками, эти тончайшие кусочки черного, неизвестного происхождения хлеба, едва присыпанного крупинками сахара, заполняли воображение предвкушением блаженства от предстоящего их проглатывания.
      Можно представить, каков был вкус Победы, предсказываемой, ожидаемой, особенно в последние военные дни, но все-таки, как гром, обрушившейся на всех в светлое, свежее майское утро торжественным голосом ликующего Левитана.
      В 1945-м мне исполнилось 10 лет. В школе я был отличником, учеба не отнимала много времени. Очень любил читать, неплохо рисовал, а чаще перерисовывал по клеточкам портреты. Эта работа требовала большого внимания, тщательности, терпения, но результат доставлял удовольствие. Помню, особенно мне удался портрет Сталина. Но главным для меня была музыка.
Тогда в самом конце войны в наш город (как, впрочем и в другие города страны) стали поступать трофейные рояли, пианино, аккордеоны, чаще немецкие и австрийские. И однажды я услышал: скоро у меня будет пианино. И оно появилось, это чудо, с резными фигурками ангелов и цветочными орнаментами на передней стенке, с массивными блестящими бронзовыми подсвечниками, огромное, почти сказочное, издававшее волшебной красоты и силы звук. Это был концертный инструмент фирмы «Смит и Вегенер». Тогда для меня, в сущности ребенка, переживания, связанные с наступившей Победой навсегда слились с ощущением счастья от обладания великолепным инструментом, открывали путь в казавшуюся страной чудес - музыку.
       Наступило время думать о начале музыкальных занятий. В свои десять лет я уже считался переростком, однако в сентябре 1945-го меня свободно зачислили в первый класс единственной тогда в Астрахани музыкальной школы (теперь ДМШ №1). С тех пор вся моя жизнь связана с музыкой…"
 
 
 
 
 
 

Беседовала И.Кузьмина. Использованы также материалы книги «Музыкальное образование в XIX веке: история, традиции, перспективы…». -  Астрахань, 2010.